Стиль жизни

Куда пойти 14 февраля: «Жены» в Музее русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма в Москве открылась выставка портретов жен великих художников: Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Коровина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева и многих других.

«Жены» обязательны для посещения, если вы собираетесь сочетаться законным браком с вашим возлюбленным (какой бы величиной дарования он ни обладал).

Итак, проведем День святого Валентина с пользой для будущей супружеской жизни.

Зачем идти?

Романтический ужин при свечах станет небанальным, если раскрасить его жарким обсуждением только что увиденных картин. Точнее, даже не самих портретов, а судеб и жизненных укладов знаменитых семей.

Любовь и браки художников, как, наверное, и всех творческих натур, чаще находятся за гранью норм общественной морали или чего-то обыденного, а потому о них очень интересно рассуждать и спорить.

Вот тут-то вы и узнаете много нового о том, что творится в голове у вашего избранника: что он считает правильным, что недопустимым, а что интересным.

О чем выставка?

Выставка охватывает период с конца XIX по середину XX века, когда женщина из музы в мехах и шелках превращалась в товарища, комсомолку и физкультурницу.

Как в истории женщина выходит из тени мужчины, так и в экспозиции — из тени биографий великих художников выплывают их жены. Часто это натурщицы, посвятившие себя служению великому возлюбленному, иногда – соратницы, берущие бразды правления семейной колесницей в свои руки. А иногда и вовсе самоценные исторические персонажи с удивительной судьбой.

На кого обратить внимание?

Кружась в представленном калейдоскопе женских образов, не упустите из виду портрет спутницы Валентина Серова Ольги Трубниковой. Она полностью отдала себя мужу и детям (шестерым!). А между тем Константин Коровин восхищался милой и нежной Ольгой настолько, что сам одаривал ее драгоценностями. Не переставая при этом упрекать Серова в том, что он не исполняет такой простой и естественный супружеский долг.

 

В.Серов «Портрет О.Трубниковой», 1885

 

Движемся дальше. За работой над этим портретом Кузьма Петров-Водкин сделал предложение Марии-Жозефине. Она ответила согласием и впереди – 30 лет трогательной супружеской любви.  

Кузьма Сергеевич писал своей жене: «Ты первая заполнила одиночество моей жизни… Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал… Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь».

Так и случилось. Мара стала верным спутником для художника, а после его смерти увековечила любимого по-своему: в мемуарах «Мой великий русский муж».

 

К.Петров-Водкин «Портрет жены», 1906

 

Муза и актриса немого кино Вера Судейкина, вторая жена Сергея Судейкина, сформулировала свой главный долг супруги художника: «Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью». И таких обязанностей она составила подробный перечень.

На выставке при этом вы увидите спорное — работу Судейкина «Моя жизнь», где изображены две его жены, его любовник и, возможно, несколько возлюбленных первой супруги.

 

С.Судейкин «Моя жизнь», 1916

 

Переходим к женам свободомыслящим. Портреты писательницы и борца за права женщин Натальи Нордман-Северовой, жены Ильи Репина, обнаруживают натуру бесстрашную и волевую. Порядки в доме у Репиных были незаурядные: висели таблички «Прислуга – позор человечества», котлеты готовились из сена, бифштексы – из клюквы, а шубы зимой заменялись на пальто. Убежденное вегетарианство и защита животных вызывали насмешку у друзей художника, что не помешало супругам быть счастливыми.

 

И.Репин «Портрет Н.Б. Нордман-Северовой», 1909

«Женщина в красном» — жена Николая Ионина, ученика Петрова-Водкина, оказалась полной противоположностью интеллигентной и умеренной жены самого Кузьмы Сергеевича. Екатерина Самохвалова-Ионина на этом холсте стала прообразом советской женщины: пышущей здоровьем «работницы», «колхозницы» и «физкультурницы», счастливо устремленной в будущее.

 

Н. Ионин «Женщина в красном», 1925

 

И наконец, скульптурный портрет, мимо которого нельзя пройти ни в коем случае. Маргарита Коненкова, жена «русского Родена» Сергея Коненкова, предстает перед нами «Весной» — нежной, чувственной, показывающей саму природу женственности. Античная муза с нежным телом. А вот вы и обманулись – она была советской разведчицей.

Да и вообще, судьба ее удивительна: до встречи с известным скульптором ей приписывали романы с Федором Шаляпиным и Сергеем Рахманиновым. А уже после замужества и переезда в США она станет возлюбленной самого Эйнштейна, через него заведет знакомство с физиками-ядерщиками во главе с Оппенгеймером. Благодаря работе этой хрупкой женщины советское правительство получило ценные сведения о создании американской атомной бомбы.

 

Маргарита Коненкова

Всё это лишь намеченный пунктиром маршрут захватывающего путешествия в страну великих женщин. Как известно, за гениальными мужчинами стоят только такие.

www.rusimp.su