Заглянуть в глубину веков и по-новому посмотреть на древние свадебные обряды и ритуалы предлагает Татьяна Арефьева.
В Х веке русские элиты приняли христианскую веру и еще много веков боролись с язычеством. Однако оно никуда не делось. Самые разные его виды просачивались сквозь расшитую византийскими узорами ткань православия, пропитав ее своими пряными соками.
При создании каждой новой семьи крестьяне проводили официальный (читай: церковный) обряд венчания, после чего начиналась истинно народная свадьба, которую называли «веселье». Многодневный праздник еды, магии и перформанса уходил корнями в далекое дохристианское прошлое.
В 1918 году была принята Конституция, которая отделила церковь от государства и лишила ее прав. Заключать браки разрешили вне церкви, а крестьяне все так же продолжали играть свою народную свадьбу, без которой что в Х, что в ХХ веке парень и девушка не могли считаться настоящими мужем и женой. От народных свадеб разных национальностей, населяющих нашу страну, остались десятки обрядов, которые и сейчас смотрятся трогательно, аутентично и могут украсить и дополнить современную церемонию. Приглядитесь к ним повнимательнее.
ЛУЧШИЕ ДНИ
ТАТАРЫ
Свадьба назначалась на счастливые дни — пятницу или понедельник. Субботу и вторник считали неудачными днями.
ЦЫГАНЕ
Свадьбу устраивали в полнолуние, собирая вместе разные племена. Луну почитали как бога. Причем восточноевропейские цыгане считали ее богом-мужчиной.
НА СЧАСТЬЕ
ТАТАРЫ
Сваты, направляясь к родителям невесты, выпускали одну штанину поверх сапога, а другую заправляли, что должно было принести удачу. Это суеверие можно использовать в любой ситуации, когда хочется усмирить волю случая.
ЦЫГАНЕ
До сих пор по случаю свадьбы или рождения ребенка вырезают из дерева бусы. В них содержится много энергии здоровья, успеха и богатства. Чем длиннее бусы, тем больше в них магической силы. Некоторые цыганские бусы украшены резным узором, иные — выжиганием или красками, но они обязательно изготовлены именно самим дарителем. Делать такой подарок на заказ, чужими руками, нет смысла: никакой магии в нем не будет.
ВЕПСЫ
Перед надеванием венцов брачую- щиеся должны были «пошевелить всеми суставами», чтобы всю совместную жизнь оставаться здоровыми. Молодые строили гримасы и корчились, приводя в движение все части своего тела. Да, они делали это в церкви.
КОМИ
Символом супружеской связи выступает платок, за концы которого молодые держатся во время венчания. А гарантией верности будущего мужа становятся «жениховы брюки» со сшитыми штанинами — их шьют подружки невесты.
ВЕПСЫ
После церкви, но до того как сесть за стол, молодым подавали зеркало и просили поглядеться в него вместе — на долгую счастливую жизнь (и объединение аур, как сказали бы в мистические 1980-е).
СВАДЕБНЫЕ БУСЫ НАДО ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ, ИНАЧЕ МАГИИ В НИХ НЕ БУДЕТ.
ВОЛОСЫ
ТАТАРЫ
В процессе свадебной церемонии родственницы расчесывали невесте волосы расческой, которую подарил жених, и переплетали две девичьи косы в одну, женскую. Заметьте, что у русских невест с косами все ровно наоборот: девушка ходит с одной косой, а перед свадьбой ей заплетают две. Свадебные косы плетутся иначе, чем обычно: пряди укладывают одну под другую, а не поверх.
РУССКИЕ
Если девушка уходила к любимому против воли родителей, муж обрезал девичью косу и предъявлял ее тестю и теще вместе с выкупом за «умыкание» невесты. Волосы считались «силой», способной навредить тому роду, в который девушка перешла после свадьбы. Именно поэтому замужняя женщина должна была прикрывать их головным убором — особенно тщательно в первое время брака.
ТУВИНЦЫ
Обряд тухтеп скреплял жениха и невесту в единое целое. Молодых сажали рядом на войлок, соединя- ли и расчесывали концы их кос, заставляя каждого распознать волосы другого. Если жених и невеста угадывали правильно, брак обещал быть счастливым. В некоторых местностях во время тухтепа левую руку жениха и правую невесты связывали шерстяной ниткой, что означало единение молодых. После этого они считались супругами и имели право заниматься сексом, хотя до конца свадьбы — переезда пары в дом жениха — могли пройти месяцы.
ЗАЩИТА
КОМИ-ПЕРМЯКИ
На свадьбу обязательно приглашали колдуна или знахаря. Назы- валась его роль забавно — вежли- вец. Функции у него были такие: «смилить» невесту с женихом в случае договорного брака; загово- рить свадебный поезд, чтобы тот благополучно доехал до церкви; за столом следить, что никто никого не сглазил, чтобы молодоженов не испортили. Порчей считаются дра- ки во время застолья и истерики невесты.
ВЕПСЫ
Хороший оберег для жениха и невесты — кусочек янтаря. Его подвеши- вали к нательному крестику, чтобы «не пристал призор», и носили шесть месяцев после свадьбы.
ЦЫГАНЕ
Чтобы дьявол не испортил свадьбу, ему надо заплатить. Невеста берет в левую руку серебряную монету, сжимает ее в ладони всю церемонию, а потом как бы случайно роняет. Тот, кто найдет эту монету, семь лет будет счастлив.
КОМИ
Женщина сохраняла свадебный наряд в магических целях: счита- лось, что с его помощью можно вы- гнать из дома бесов. Переоденешься в свой свадебный сарафан, они и уйдут.
СОХРАНЯТЬ СВАДЕБНЫЙ НАРЯД — ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ: ОН ПОМОГАЕТ ИЗГОНЯТЬ БЕСОВ И ВСЯКУЮ ДРУГУЮ НЕЧИСТЬ.
ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ
КОМИ-ПЕРМЯКИ
Если колдунов на свадьбу не звали, а они все-таки пришли творить свое черное дело, вычислить их в толпе нетрезвых малознакомых людей просто. Надо над дверью воткнуть раскрытые ножницы. Тогда колдун не сможет переступить порог, начнет мяться в дверях.
ВЕПСЫ
В день венчания, перед выездом в дом невесты, а затем в церковь, мать вдевает в жилетку жениха иголку без ушка. Этот оберег работает и в случае с невестой у многих народов России и ближнего зарубежья. Иголку без ушка делают сами, отпиливая лишнюю часть.
ПИЩА
КОМИ
Лучший приворот — совместная трапеза. Девушке на выданье запрещали есть рядом с незнакомыми людьми, особенно с неженатыми мужчинами. Считалось, что если девушку заманить в чужой дом и угостить рыбой, она останется там навсегда.
ВЕПСЫ
За свадебным столом молодые сидели на подушках, их угощали кашей из одной посуды, а потом бросали ее об печь и разбивали вдребезги, приговаривая: «У наших молодых пустых горшков не бывает».
БРАЧНОЕ ЛОЖЕ
ТАТАРЫ
Молодые могли начать жить вместе до свадьбы, если выкуп был хотя бы частично уплачен. Приезд жениха в дом невесты назначали на четверг. Постель молодым стелила женщина, счастливая в браке. На постели катали разнополых детей или приглашали переночевать многодетную супружескую пару, чтобы молодые без проблем плодились и размножались. Стелилось столько перин, сколько ночей должен был провести жених в свой первый приезд. После каждой ночи одна перина убиралась.
ТАТАРЫ
Перед первым приходом мужа (то есть в первую брачную ночь) новобрачная надевает меховой камзол и закрывается большим парчовым пологом. В некоторых деревнях молодая прячется под кровать, под перину или подушку. Муж ищет ее и открывает ей лицо. В стародавние времена этот момент мог быть первой встречей мужа с женой как с человеком, а не как с рулоном красивой ткани и мехов. Он впервые видел ее и разговаривал с ней. Ну, а современные жених и невеста могут превратить этот древний обряд в настоящий эротический ритуал.
От народных свадеб остались десятки обрядов, которые и сейчас смотрятся трогательно и аутентично, — они могут украсить и дополнить современную церемонию.