Планирование. День свадьбы

Русская свадьба: от каравая до мультимедиа

Русская свадьба прошла путь от древних ритуалов до современных торжеств, где традиции переплетаются с модными трендами. Юлия Дубова-Нечаева, руководитель агентства Dubova Events и исследователь русских свадеб, проследила эволюцию ключевых элементов этого праздника.

ЦЕРЕМОНИЯ

Когда-то на Руси вместо церемонии молодоженов усаживали на вывернутую мехом наружу шубу, а потом обводили вокруг стола, символизирующего престол. С принятием христианства появилось таинство венчания. Уже в самые ранние времена было принято дополнительно оформлять церковь для церемонии: пол покрывали красной тканью, а под ноги невесты клали ковры и шкурки соболей.

После реформ Петра I храмы стали украшать не только тканями, но и цветами, а сама церемония приобрела больше торжественности: в это время появилась традиция выстраивать гостей коридором для прохода невесты.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В крестьянской среде пели и плясали, а вот на царских мероприятиях танцев не было — вплоть до 1606 года, когда Лжедмитрий I неожиданно для подданных пригласил на свою свадьбу польский оркестр и объявил полонез. Самозванца разоблачили, а балы вернулись в культурную жизнь России только при Петре I.

В XIX веке невеста не бросала свадебный букет незамужним подругам, а раздавала им ленточки из своего венка. Что, впрочем, и сейчас используется как креативный элемент программы. Еще одна традиция, знакомая современным невестам, — подарки гостям. В дореволюционной России это были бонбоньерки — бархатные или атласные мешочки с конфетами внутри. Кроме конфет молодожены дарили гостям веера, а однажды для гостей великой княжны Марии Александровны и герцога Эдинбургского было сделано печенье «Мария», ставшее легендарным и до сих пор выпускающееся как в России, так и в других странах.

Не обходилась развлекательная программа и без тостов. На свадьбах коронованных особ каждый тост сопровождался пушечными залпами. Между залпами военный оркестр исполнял марши, а в качестве хедлайнеров приглашались солисты самых знаменитых мировых оперных сцен.

Большую популярность имели фейерверки. Это были полноценные представления с элементами архитектуры и искусства — предшественники современных мультимедийных инсталляций.

ДЕКОР

В допетровской Руси главным декором свадебного стола была скатерть с кружевом или вышивкой и солонка, украшенная резными узорами — часто с изображением солнца или лошадей, которые считались символами удачи. В XVIII веке описания свадебного оформления уже звучат куда более пышно: «Над столом невесты располагался балдахин, украшенный венком из цветов, который также осенял головы ее подружек. На свадьбе накрывались два стола: один для мужчин, другой для женщин». Благодаря Петру I на столах появились серебряные и фарфоровые сервизы, индивидуальные салфетки. Столы также начали украшать цветами и фонтанчиками. Сохранилось описание флористического оформления бала императрицы Анны Иоанновны в 1734 году: «Зал был украшен цветущими померанцевыми деревьями и миртами. Они были расставлены рядами и образовывали аллеи с каждой стороны зала, оставляя в середине места для танцующих». Появлением системы рассадки гостей на свадьбе мы также обязаны племяннице Петра I: на обеде по случаю ее коронации все мужчины получили билеты, которые определяли их дам для рассадки за столом. В это же время в моду вошли и художественно расписанные карточки меню, украшающие праздничный стол.

«Русская невеста», конец XIX века, атр. Sotheby’s

ОБРАЗ НЕВЕСТЫ

В XVI—XVII вв.еках основу праздничного наряда девушки составляла рубаха из тонкой ткани с длинными рукавами. Сверху надевали летник или телогрею. Голову украшали повязки, расшитые жемчугом.

В XIX веке мода на старорусский стиль подвенечных платьев вернулась благодаря указу императора Николая I. Теперь придворные дамы должны были выходить замуж в нарядах, напоминавших сарафаны с серебряной или золотой вышивкой, поверх которых надевали кафтаны с длинными рукавами и шлейфом.

К началу XX века свадебная мода под влиянием глобальных трендов стала более практичной. Популярностью стали пользоваться платья из тканей, которые можно было потом перекрасить и использовать для вечерних выходов. Александр Бенуа в своих мемуарах вспоминал о свадебном платье своей матери, сшитом в 1848 году: «Эта добротная шелковая ткань выдержала более 40 лет бесконечных перешивов, чисток и перекрасок. В итоге из оригинального белого платья с длинным шлейфом остался лишь небольшой „кусочек“, но оно продолжало служить своей хозяйке».

Конечно же, неотъемлемой частью образа невесты всегда были цветы. Сначала венки, а с XIX века и букеты. К венчанию великой княжны Марии Александровны королева Виктория прислала ей букет белых камелий и цветов мирта, выращенных из семян цветов ее собственного свадебного букета!

СВАДЕБНОЕ МЕНЮ

На древнерусских свадебных столах были традиционные блюда: каши, сыры, мясо, рыба, пироги и мед. Особое место занимал свадебный каравай — символ благополучия и богатства.

В XVIII веке каравай постепенно вытеснили многоярусные торты. Для свадьбы великой княжны Марии Александровны и герцога Эдинбургского в 1874 году торт был прислан из Англии от королевы Виктории. Он весил около 100 кг, достигал двух метров в высоту и был украшен цветами и амурами. На вершине торта находилась статуя богини Флоры.

Основное свадебное меню тоже стало кулинарным искусством: похлебка из рябчиков с пармезаном и каштанами, телячьи хвосты по-татарски, голуби по-станиславски и гусь «в обуви». В эпоху Александра I стало модным удивлять гостей не обилием еды, а ее оригинальностью: оливки фаршировали анчоусами, жаворонков помещали внутрь перепелок, которые затем запекались в куропатках, а куропатками начиняли поросенка на вертеле.

Благодаря указу Николая I придворные дамы должны были выходить замуж в нарядах, напоминавших сарафаны с серебряной или золотой вышивкой, поверх которых надевали кафтаны с длинными рукавами и шлейфом.