Как организовать свадьбу в Крыму, если вы находитесь в другой части страны? Какие есть особенности у торжества на полуострове, где искать профессионалов, чего стоит бояться и о чем позаботиться заранее? Все это рассказала нам Евгения — невеста, которая прошла этот непростой путь.
Про идею
«Сама идея сыграть свадьбу началась с мечты родителей — именно мечты, потому что требовать от нас праздника у них даже в мыслях не было. Мы же хотели скромно расписаться и спокойно вкладывать семейный бюджет в ипотеку. Но потом желание порадовать семью все же перевесило, и мы решили ввязаться в это «приключение». К тому же, задолго до свадьбы нам хотелось вывезти родителей в отпуск на море, поэтому мы решили, что свадьба — отличная возможность осуществить сразу две мечты.
Сначала наш взгляд по традиции пал на Италию, я даже встречалась с организатором в Москве, чтобы примерно понимать, какой бюджет свадьбы может из этого вылиться. Для меня изначально самым главным свадебным подрядчиком был декоратор. Если бы у меня стоял выбор, выйти замуж в обычном сарафане в окружении цветов или в шикарном платье среди голых стен, я бы без малейшего колебания выбрала первый вариант. Как оказалось, в Италии услуги хорошего декоратора стоят значительно дороже, чем в России. К тому же, найти русскоговорящего ведущего там совсем не просто. Еще и родители заявили, что совершенно не хотят за границу («Нам хотелось бы спокойно наслаждаться отдыхом, а не испытывать трудности в общении»). Тут-то мы и вспомнили про Крым, ведь именно там несколько лет назад началась история нашей пары».
Про бюджет
«Мой любимый был уверен, что на свадьбу в Крыму ему за глаза хватит 600–700 тысяч рублей, и был очень доволен. Он за день примерно изучил рынок, все просчитал и вынес вердикт. А вот я прекрасно понимала, что все его планы рухнут в одночасье, как только мы приступим к активной организации. В результате бюджет составил 1.300.000 рублей. Я очень рада, что эта сумма набежала в процессе, иначе моего ненаглядного сразу хватил бы инфаркт. Женщины безусловно способны профессионально тратить деньги, но я действительно не распылялась. Просто стильная свадьба в красивом месте не может быть бюджетной».
Про концепцию
«На начальном этапе мы все делали сами — тут нам очень помог наш опыт. Я несколько лет назад училась на дизайнера и фэшн-стилиста, и у меня есть опыт работы в рекламе, а муж в прошлом занимался организацией бизнес-мероприятий. Мы знаем, что такое поиск площадок, подбор команды, разработка декораций, составление мудбордов и т.д. Я понимала, что в интернете можно найти абсолютно все и всех. В эпоху инстаграм это стало делать еще проще.
Начала я с поиска вдохновения на Pinterest. Для своей свадьбы мы выбрали стиль рустик с ноткой романтики. Я составила коллажи-мудборды, и мы приступили к воплощению».
Про крымские площадки
«Мы начали активные поиски в интернете: искали по запросам в поисковиках, на Авито, на Booking и даже по Яндекс-картам. Главной задачей было подобрать живописную площадку, которую мы сможем закрыть полностью, поэтому стоило торопиться, так как лучшие места отдыхающие бронируют с осени. Мы нашли 5 вариантов, и в январе полетели смотреть их вживую, так как фотографии не дают исчерпывающей информации.
Нас ждало много сюрпризов. Приехали посмотреть одну сдающуюся виллу, а оказалось, что в ней уже несколько лет живут люди. Они были крайне удивлены нашему визиту…
В другом отеле понравилось все, кроме одного: практически полное отсутствие собственной территории и близкое соседство с пансионатами, общая пляжная зона. По рассказам администраторов, во время свадебных церемоний постояльцы пансионатов, идущие на пляж в купальных костюмах, очень любят понаблюдать, а иногда даже поучаствовать в процессе, в итоге часто попадают в объектив фотографа. Оградить территорию или запретить им это делать, по словам администрации, было невозможно.
В итоге наш выбор пал на замок в горах. Его совершенно не видно с дороги, и вокруг никого! К тому же, огромное количество зелени и горные ландшафты прекрасно вписывались в нашу концепцию».
Про крымских профессионалов
«Абсолютно всех я нашла через Инстаграм. Я искала по хэштегам: #свадебныйфотографкрым #свадьбавкрыму #свадебныйдекораторкрым. Когда находила интересные аккаунты, изучала работы, смотрела отмеченных подрядчиков. На это я потратила порядка пяти дней, зато теперь я, наверное, эксперт относительно крымского свадебного рынка.
С фотографом повезло сразу: Андрей из Петербурга, но я нашла в его портфолио большое количество крымских свадеб и съемок, поэтому решила написать. Он охотно согласился приехать! Оказалось, что он очень любит Крым и хорошо его знает. Андрей невероятно позитивный и легкий в общении человек, было сразу понятно, что с ним будет очень комфортно работать.
С декоратором все вышло не так хорошо. Первого декоратора я тоже выбрала по Инстаграм, и мы встретились, когда приезжали в январе подбирать площадки. Девушка при встрече задавала правильные вопросы, была очень мила, обещала составить для нас свадебную смету, на том и разошлись. Моему Саше она сразу не понравилась. Ценник у нее был действительно высокий, но он утверждал, что дело в другом. Саша очень чувствует людей, и в этот раз он снова оказался прав. Декоратор начала торопить нас с принятием решения о площадке, требовать предоплату, а смету при этом все никак не могла составить. Позже оказалось, что она близко знакома с управляющим замка, и он убедил ее скорее прислать смету, только выслала она совершенно не наш вариант, а чей-то чужой. И последней каплей стало то, что она предлагала услуги фотографа и доставки реквизита по сильно завышенной цене. В общем, мы решили отказаться от ее услуг, после чего она насылала на нас проклятия, добавила меня в черный список во всех соцсетях и обещала испортить жизнь нам и новому декоратору.
На тот момент я была уже очень напугана, мне казалось, что Крым — это место, где от всех стоит ожидать подвоха. Я написала сразу нескольким декораторам. Одни с порога, без дружественных приветствий выставили минимальный счет. Другие не отвечали ни в Инстаграм, ни в Whatsapp, и я начала думать, что в Крыму люди совершенно не заинтересованы работой…
Но в конце концов мне повезло: я нашла нашего декоратора Инну! Когда я обратилась к ней, она сразу ответила, сама попросила выслать ей мои мудборды. Было уже достаточно поздно, но к 9 утра следующего дня она прислала мне изготовленную под нас смету с картинками и подробными комментариями. Я чуть не упала: казалось бы, ничего особенного, но для меня это было просто волшебство!
Во всем остальном мне помогла Инна. Подобрала ведущего, посоветовала кондитера, видеографов и никогда не теряла со мной связь. Она также была координатором в день свадьбы».
Про банкет
«Еще одна неприятная история была связана с едой. Мы заказали банкет у управляющего замка — он владеет кафе в пешей доступности от площадки. Нам удалось пообедать там в январе, когда мы приезжали смотреть замок: качество блюд нас порадовало, мы были приятно удивлены подачей. Ценник заведения не слишком отличается от московского, но тут скрывался очередной подвох. Управляющий долго не высылал меню кафе, вообще не помогал составлять банкетное меню, высчитывать количество и размер порций — все это мы делали сами. Кроме того, он обещал предоставить нам возможность пообщаться с шеф-поваром, но этого так и не случилось. Мы к подобному в Крыму уже привыкли, поэтому не стали выяснять отношения и смирились.
В итоге, подсчитывая бюджет, управляющий накинул сверх стоимости блюд 40 процентов!!! Мы бы с удовольствием отказались от его услуг в пользу кейтеринга, просчитали стоимость в нескольких компаниях, но она оказалась такой же, как выставил нам управляющий. К слову, возникающие вопросы по площадке он игнорировал и отвечал лишь при настойчивых просьбах. Создалось впечатление, что работать он не хочет в принципе, лишь «доить» отдыхающих. Мы смеялись, когда оказалось, что он потерял составленное нами меню за пару недель до свадьбы — ничего страшного, отправили повторно.
Справедливости ради стоит сказать, еда оказалась действительно вкусной, на свадьбе от всех гостей мы получили комплименты по меню. Официанты отработали чудесно!»
Про логистику
«Мы с самого начала планировали очень камерную свадьбу на 20 человек. Из приглашенных родственников были только родители, бабуля и брат жениха с супругой, остальные друзья.
Для всех гостей мы предоставили проживание в замке, арендовали его полностью на 3 дня. Добирались все самостоятельно: кто-то самолетом, кто-то на машине. Отправить их организованно не представлялось возможным, так как многие очень долго тянули с ответом, смогут ли они присутствовать на свадьбе. Еще в июле мы переживали, что половины гостей не будет, но в итоге смогли абсолютно все.
Родителей было решено поселить отдельно, так как мы понимали, что распорядок дня друзей и родителей сильно отличается. И, откровенно говоря, нам просто не хотелось, чтобы родители стали свидетелями этого круглосуточного умопомрачительного веселья. Мы поселили их в Судаке в отеле у моря. И родителям мы, разумеется, оплатили все билеты на самолет, трансфер, отдых после свадьбы в Ялте.
Сами мы также приехали на машине. Это был единственный вариант с учетом объемов багажа: такой груженой я не видела и, наверное, не увижу ее больше никогда. Мы везли две огромные музыкальные колонки, которые заняли весь багажник, проектор и большой экран для него. Более того, после свадьбы мы решили отправиться с друзьями на кемпинг, поэтому добрую часть заняли палатка, стол, стулья, спальные мешки, матрас и многое другое… У меня было два платья, несколько пар туфель и средний чемодан для путешествий, забитый до предела. У Саши был свой чемодан».
Про сложности
«Удивительно, но никаких казусов на свадьбе не произошло, все было продумано до мелочей.
Единственное, что меня поразило, так это неожиданное задание накануне от ведущего. Когда мы были уже на полпути в Крым, он поручил нам подготовить к свадьбе длинные воздушные шарики. В его программе был предложен конкурс, где гости должны были скрутить из этих шариков подарки для нас, мы радостно это приняли. И вот оказалось, что мы из Москвы, видимо, должны были привезти эти шарики, либо как-то раздобыть на месте. Я справилась с эмоциями и достаточно строго попросила ведущего прийти в себя и проявить профессионализм, так как подобный реквизит — его забота. Страшно становится, когда человек, которому ты платишь, дает тебе такие задания. Но для крымчан, судя по всему, это норма».
Про основные моменты
«Если бы можно было все переиграть, мы, безусловно, отказались бы от услуг управляющего и арендовали только площадку. Также, скорее всего, заменили бы ведущего на другого, «с материка». Это сэкономило бы массу времени и нервов.
Если вы, как и мы, планируете свадьбу в Крыму, я советую обратить внимание на ментальность крымчан. Как и многие жители других южных регионов, они не привыкли торопиться и работать в целом. В Москве совершенно другой ритм жизни, другая конкуренция, поэтому здесь все вопросы решаются максимально быстро. Подобной скорости работы ожидать от южан не стоит, поэтому затягивайте решение важных вопросов.
Еще один очень важный совет — выбирайте сердцем! Место, подрядчиков, стиль. И не стоит бояться быть дотошными, ведь свадьба должна стать одним из самых ярких и красивых праздников в вашей жизни. А в первую очередь успех мероприятия целиком и полностью зависит от вас самих, вашего подхода и настроения. Все вопросы решаемы, и, если вы чувствуете дискомфорт при общении с кем-то из подрядчиков — меняйте подрядчика, не задумываясь. Рынок настолько велик, что без сомнения всегда можно найти «своих» людей!»
Комментарий Wedding:
Весь процесс подготовки к свадьбе был бы сильно упрощен, если бы с парой с самого начала работало профессиональное, проверенное свадебное агентство. Такие агентства хорошо знают особенности, плюсы и минусы всех площадок и подрядчиков. Специалисты свадебного агентства помогли бы оптимизировать бюджет и избежать большого количества ошибок. К тому же, вопреки мнению многих, услуги профи не так уж и дороги.
Отлично, что у пары в конце концов все сложилось!