ОТНОШЕНИЕ К АРОМАТАМ НА ВОСТОКЕ ОСОБЕННОЕ: ОНИ ВСЕГДА БЫЛИ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ. И В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПАРФЮМЕРНОЕ ИСКУССТВО АРАБСКОГО МИРА ПРЕТЕРПЕЛО ГРАНДИОЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ВПОЛНЕ ГОТОВО ПОТЕСНИТЬ ТВОРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ «НОСОВ».
В мире существуют разнообразные парфюмерные традиции, отлича ющиеся по форме и по содержанию. В европейской, зародившейся в Италии и достигшей расцвета во Франции, преобладают духи, одеколоны, парфюмерные и туалетные воды — всё то, что наносится на тело. Одна ко в других странах и регионах парфюмерия развивалась совсем иначе, и оттого обладает рядом крайне любопытных особенностей. Так, в Японии и Китае сформировалась культура благовоний под названием кодо: из ароматной древесины и специй создавались восхитительные смеси, которые воскуривали в замках аристократов и домиках гейш. Но под линным царством парфюмерного мастерства и развитой ароматной культуры с преобладанием ароматных масел всегда были Ближний Восток и арабский мир. Что, впрочем, неудивительно, ведь именно в этом регионе — в Древнем Египте, Шумерском царстве и Вавилоне — впервые стали ценить различные вещества исключительно ради их аромата. Парфюмерия в те времена воспринималась как проявление божественной сущности и была необходимым атрибутом религиозных ритуалов. Так что истинной прародиной парфюмерии стали восточные храмы. Царившие в них с древних времен компоненты — мирра, амбра, мускус, ладан — являются основой массы современ ных и популярных духов. Во многом благодаря популярности этих традиционных компонентов в классической французской парфюмерии и сложился определенный стереотип, согласно которому на Востоке предпочитают насыщенные, густые и тяжелые ароматы, а в Европе — легкие, свежие цветочные или цитрусовые. Но, конечно, это далеко не так! Хотя вкусы жителей разных частей света действительно отличаются, разница не столь велика. Арабы тоже любят фацузскую туберозу и сухой ан глийский цитрус, а прованская роза может поспорить по популярности с легендарной розой из арабского го рода Таиф. Что определенно отличает разные культуры, так это отношение к парфюмерии.
Времена изменились, и новое поколение арабов ищет и создает новые парфюмерные компоненты и формы. Классический уд уступает место современному, который раскрывается совершенно неожиданно.
На Востоке ароматы не просто часть культуры и традиций, но и неотъемлемый элемент привычного жизненного уклада. Почти в каждой семье есть оригинальный рецепт духов либо смеси благовоний, которую ара бы называют «бахур». Бахур — это истолченные в мелкую пыль специи, древесные щепки, сухие лепестки цветов и трав, часто пропитанные маслом и спрессованные в подобие брикета. Такой брикет поджигают на жаровне, и он медленно тлеет, наполняя пространство ароматным дымом. Как вспоминает восходящая звезда современной арабской парфюмерии и создательница бренда Arcadia Амна АльХабтур, именно искусство создания ароматных смесей для бахура было первым, чему нау чила ее бабушка. А когда Амна выходила замуж, то для гостей на свадьбе, которых насчитывалось несколько тысяч, она сделала подарки: каждый получил по флакону приду манных ею духов Infinit. За них по лучила столько комплиментов, что отправилась оттачивать свое мастерство во Францию, а потом выпусти ла целую парфюмерную коллекцию, где использовала лучшие стороны обеих традиций. Arcadia — это новое поколение восточных брендов, здесь не так много традиционных формул, и классические восточные компоненты обыгрываются принципиально по-новому. Причем набившая оскомину фраза — о том, что, мол, Восток встречается с Западом, — по отношению к Arcadia не совсем уместна. Это именно что восточная парфюмерия, но ультрасовременная. Со свежими и яркими цитрусовыми композициями, с молекулярными афродизиаками, с великолепными вариациями на темы лакомств, замши и прочих оттенков, не свойственных Востоку. Амна АльХабтур непрестанно подчеркивает, что времена изменились, и новое поколение арабов ищет и создает новые парфюмерные компоненты и формы. Время классического уда, как называют один самых по пулярных и дорогих компонентов на Востоке, неумолимо уходит, уступает место уду современному, раскрывающему свои неожиданные грани.
Современная восточная парфюмерия удивляет свежими и яркими цитрусовыми композициями, с молекулярными афродизиаками, с великолепными вариациями на темы лакомств и замши.
VERONIQUE GABAI, парфюмерная вода Oud Elixir
ARCADIA, парфюмерная вода Infinity
Среди новейших восточных брендов выделяется Ojar — парфюмерный проект из Омана. Его владелица Хинд Бахван, легенда местного бизнеса, основательница крупнейшей телекоммуникационной компании с более чем ста миллионами клиентов. И естественно, большая любительница парфюмерии! Вот только предпо читала она всегда носить духи, созданные на заказ, да еще и смешивать их, каждый день меняя композицию. И надо сказать, получалось у нее это просто великолепно. Оставалось совсем немного до создания собственного бренда, что и было сделано. В Ojar воссоздана формула масляных духов, которые изготавливались для султанов Омана, возрождены многие редкие компоненты, практически исчезнувшие из парфюмерного обихода: дикорастущие цветы из горных долин ДжабальальАхдар, знаменитый горький мед, а главное — золотой росистый ладан с удивительным, похожим на поток ледяной воды ароматом. Неограниченное финансирование и отношению к бренду не как к коммерческому, а как к passion-проекту, позволили создать уникальные формулы, объединяющие арабские традиции и современное французское мастерство.
Сегодня Ближний Восток переживает пору бурного развития и обновле ния, что, конечно, находит свое отражение в парфюмерном искусстве. Еще совсем недавно арабские бренды отличались пристрастием к густым и насыщенным ароматам, вычурным флаконам и, за немногим исключением, не могли похвастаться стабильным качеством. Но времена изменились, и на мировую сцену выходит новое поколение парфюмеров и креа тивных директоров, представляя удивительные формулы и компоненты, о которых в европейской парфюмерии мало кто знал. В ответ многие французские и итальянские бренды пересматривают свои традиционные взгляды на Восток. Всё чаще появляются ароматы, в которых от ражаются эти изменения. Итальянский Moresque, например, выпускает аромат Modern Oud, посвященный со временному высокотехнологичному Дубаю, французский бренд Veronique Gabai находит в пляжах ОАЭ сходство с Лазурным Берегом и посвящает им целую коллекцию, даже австралий ский Goldfield & Banks выражает эти изменения в мягкой и глубокой ком позиции Silky Wood. И похоже, это только начало! Королевский Amouge, англооманский Дом, объявляет о пе реформатировании и обновлении коллекции. Designer Shaik, бренд из Бахрейна, выпускает новые ком позиции, радикально отличающиеся от прежних. Превратится ли это в революцию, которая окажет влияние на все наши парфюмерные представ ления, или будет эволюцией, органичным развитием традиций и стиля, постепенным возвращением Востоку статуса мировой парфюмерной столицы, — решать в том числе и нам, когда мы в очередной раз отправимся выбирать себе духи. Но настраивать свой ольфакторный аппарат на эксперименты можно уже сейчас!