Наш постоянный колумнист Ксения Чудинова, блогер и директор по внешним связям проекта «Сноб», размышляет о позитивизме, Instagram и клиентах пластических хирургов.
Я презираю позитивизм – это такая концепция, что якобы у всех на земле должен быть непременно позитивный взгляд на вещи.
«Будь проще и люди к тебе потянутся», «Улыбайся, так ты всем понравишься», «Смотри с оптимизмом в будущее» – и вот это все, навязанное нам рекламой, кино, глянцевыми журналами, дурацкими подписями к фотографиям в Instagram.
Кто-нибудь проверял эти тезисы? Что, люди, правда, тянутся? А какие люди? И всем нравится эта несмываемая улыбка на лице? А будущее им чем не угодило? Людям вообще-то свойственно тревожиться за будущее – это нормальное поведение взрослого человека.
Есть такой отличный художник Дэвид Лашапель – великий стебщик, который рисует мир, в котором мы будем жить, опираясь на наши сегодняшние стереотипы. По его концепции, мы все будем выше среднего роста, потому что будем вытягивать себе позвоночник и ноги на аппарате Елизарова (это такая мучитель- ная операция, когда кости ног специально ломают, а потом сращивают примерно год или два – если все хорошо пойдет).
У нас у всех будут одинаково маленькие аккуратные носики (хрящи дробят, мышцу носа отрезают, все подшивают: операция считается очень опасной, потому что рядом с носом – мозг). У нас будут одинаково пухлые губы (ненавижу их, кстати, всегда думала, что тонкие губы – это сексуально, а вот эта вздернутая верхняя губа, оттопыренная нижняя – какая-то деревня, честное слово).
Одинаково круглые толстые груди у женщин, одинаковые скулы, одинаковые прически. Отличать нас будет только одежда. Нас будут окружать одинаковые мужчины, ну а вокруг, разумеется, будут всякие картины апокалипсиса.
Если вам захочется в упор посмотреть на свое поколение, станет страшновато. Я, например, абсолютно не отличаю Викторию Лопыреву от Алены Шишковой или Марии Погребняк.
И позитивизм, и мода на внешность – продукт конца XX века, сформированный миром рекламы и глянцевыми журналами, сдобренный повальным увлечением некачественной психотерапией, где для врача важно, чтобы пациент ушел довольный.
Если смотреть на это явление с точки зрения ученого-культуролога, то в целом расстраиваться нечего: человечество всегда играется в разные модные штучки.
Из этого часто получаются интересные философские концепции: например, из сегодняшних трендов выросли наша обеспокоенность своим здоровьем, мысли про осознанность (не путать с удовлетворенностью от работы психотерапевта), технологии продления жизни, отладка экосистем, поиск идентичности и внимание к собственной индивидуальности – это все тренды будущего, которые тихо прорастают прямо сейчас и будут главными идеями следующих 10 –20 лет.
Но если, не приведи господь, вам захочется в упор посмотреть на свое поколение, станет страшновато. Я, например, абсолютно не отличаю Викторию Лопыреву от Алены Шишковой или Марии Погребняк. Это копипаст не только внешности, но и размышлений о любви и ценности жизни в Instagram с накрученными лайками.
Разумеется, каждый имеет право на самовыражение. И никто не имеет права делать замечание по поводу нового подбородка, носа или груди.
Моя грудь – у меня в голове, а не в Instagram врача или его пациенток.
Но если вдуматься – только ради себя, не ради чьего-то мнения – стоит ли просить у хирурга нос, как у Алены Шишковой? Прибавит ли это счастья? Денег? Новых подписчиков в Facebook или Вконтакте? Нового парня? Новой любви? Даст ли это чувство удовлетворенности? Признания? Чувства «своего лица»?
И если да, то почему именно этот нос – эталон красоты? Когда я шла на операцию по увеличению груди, мы очень долго спорили с врачом о результате. Он все требовал, чтобы я ему показала в интернете то, что мне нравится. И я безошибочно тыкала в натуральную грудь, требуя ровно так, а не шары с маленькими бусинками сосков.
В конечном итоге я просто взяла ручку и нарисовала, что я хочу, потому что нет ни одного в мире образца моей груди. Моя грудь – у меня в голове, а не в Instagram врача или его пациенток. Эталон красоты задаете только вы и никто другой – не «величайший пластический хирург всех времен и народов» или «психотерапевт с обширной практикой».
Не надо быть одинаково худыми, надо быть здоровыми и иметь подтянутые мышцы. Нос полезно исправлять, если у вас сломана перегородка и вы храпите. Грудь – если ее «съели» ваши дети. Скулы и брови вообще пора оставить в покое.
Ботокс колоть только в салоне красоты, где знают, что самое важное для пациента – живая мимика, а не застывшая фотография в соцсетях, под которой десятки тысячи лайков, поставленных ботами.