Белое платье стало обязательным свадебным атрибутом сравнительно недавно — в старину подвенечные наряды были красочными, разнообразным и неожиданными. Вместе с проектом о культуре «Не придумали!» мы составили краткий гид по эволюции свадебной моды в царской России: рассказываем, почему невеста могла выбрать черное платье, сколько мог весить самый тяжелый праздничный наряд и как выбор одной королевы повлиял на вкус невест по всей Европе.
Свадьба на Руси была одним из самых важных событий в жизни девушки — с ней было связано множество обрядов и традиций, и длились торжества несколько дней. Поэтому и нарядов у невесты могло быть сразу несколько. Как правило, первый надевали на девичник, второй предназначался для самого обряда, а в третьем девушка представала уже после замужества. Самый лучший наряд предназначался именно для второго дня свадебных гуляний. Чаще всего его шили из красных тканей: этот цвет считался праздничным, кроме того, само слово «красный» на Руси имело значение «красивый». На венчание девушка могла одеться и в черное: в старину считали, что невеста «умирает» для своей семьи и «возрождается» в новой — в семье мужа.
Сергиево-Посадский музей-заповедник
Традиционный наряд состоял из двух основных элементов: рубахи с длинными рукавами, в которых делали прорези для рук, и сарафана, который надевали поверх. Длина рукавов могла достигать двух метров. Помимо рубахи, невеста надевала сразу несколько нижних юбок: на Руси высоко ценили пышные женские фигуры.
Наряд девушек из богатых боярских или княжеских семей отличался от крестьянского качеством ткани и сложностью декора: например, поверх сарафана невеста могла надеть роскошный длинный плащ из парчи с золотым шитьем, а сам сарафан расшивали драгоценными камнями, жемчугом. Такой наряд мог весить до 15 килограмм. Помимо плаща, поверх сарафана надевали душегрею — своеобразный теплый жакет. Ее, как правило, старались тоже сшить из дорогой ткани, если семья была богатой, и часто подбивали мехом.
Во многих регионах девушки по традиции сами вышивали собственные свадебные наряды, чтобы продемонстрировать гостям торжества свой талант к рукоделию. Начинать работу над подвенечным нарядом девочка могла еще в детстве. Но со временем эта традиция почти исчезла, зато появилась новая — передавать свадебный сарафан по наследству: это позволяло семье прилично сэкономить.
Зал этнографии Мордовского краеведческого музея
В разных регионах были распространены разные традиции. Например, если на севере, как правило, на свадьбу надевали сарафан, то на юге предпочитали поневу — шерстяную юбку, которую украшали точно так же, например, вышивкой. И поверх поневы с рубахой, и поверх сарафана невесты надевали передник. Это было и красиво, и практично, а еще говорило о том, что молодая жена — прекрасная хозяйка.
Зал этнографии Мордовского краеведческого музея
Эти традиции сохранялись в России до XVII века. При Петре I европейская мода вошла во многие дома, так что со временем и свадебные платья стали шить по западному образцу. Впрочем, белыми они все еще не были. Мода менялась с огромной скоростью, фасоны и силуэты сменяли друг друга, а вот цвет подвенечного наряда все еще не был строго закреплен: особой популярностью у невест пользовались нежные оттенки красного и зеленого цветов. Причем если в России свадебный наряд готовили ради одного дня, то в Европе девушка могла еще несколько раз появиться в свете в том же платье, в котором она выходила замуж. Но это при дворе — а в русских деревнях традиция наряжать невест в красные сарафаны сохранялась вплоть до начала XX столетия.
Орловский краеведческий музей
Привычное нам белое свадебное платье впервые надела английская королева Виктория в 1840 году. Фотографию невесты в белоснежном наряде в день бракосочетания с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским опубликовало множество газет — и это событие немедленно задало новый свадебный тренд.
Городецкий музейный комплекс
Российская императорская фамилия от моды не отставала, и спустя год белое платье надела на венчание с будущим государем Александром II принцесса Мария Гессенская — в православии Мария Александровна. Описание наряда сохранилось в воспоминаниях камер-юнгферы — девушки, которая помогала ей одеваться:»Белый сарафан был богато вышит серебром и разукрашен бриллиантами. Через плечо лежала красная лента; пунцовая бархатная мантия, подбитая белым атласом и обшитая горностаем, была прикреплена на плечах".
Аксайский военно-исторический музей
После революции 1917 года венчание перестало быть обязательным ритуалом: вопросы регистрации брака взяли на себя гражданские службы. С исчезновением традиции постепенно вышли из моды и подвенечные платья. Замуж выходили буквально в чем угодно: экономическая ситуация в стране не располагала к лишним тратам, особенно на роскошные наряды. Традиции свадебного платья как такового начали возрождаться уже после Великой Отечественной войны — в 1950-х годах.