На вопрос, какой была свадьба в России, ответить однозначно нельзя. Как и сегодня, одни закатывали масштабный пир на неделю, а другие — скромный праздник дома. Городские свадьбы приобрели светский характер, некоторые традиции исчезли или же трансформировались, а деревенские празднования всё ещё оставались оплотом старых традиций, где соблюдалась масса предсвадебных обрядов.
Мода начала 20 века подарила женщинам свободу от корсета, дав возможность вздохнуть с облегчением, да ещё и полной грудью. В связи с этим появились новые силуэты, более расслабленные и свободные. Неизменным в образе невесты оставался венок из флердоранжа на голове, который символизировал непорочность и чистоту.
Брачные газеты, или как раньше знакомились
В крупных городах буквально за несколько лет роль свахи, столь важная раньше, снизошла на нет. Её место частично заняли появившиеся в начале века брачные газеты. Одна из них — «Узы Гименея» — вышла в 1908 году. Те молодые (и не очень) люди, кто по каким-либо причинам не знакомились на балах или званых вечерах, могли воспользоваться такого рода объявлениями:
«Молодой артист готов жениться на богатой, молодой и симпатичной даме. За верность ручаюсь.» или «Очень интересная барышня (блондинка, с темными глазами) со средствами желает выйти замуж.»
Но не каждый решался на такой своеобразный способ найти пару.
Браки всё ещё свершались среди людей, равных по статусу и сословию (не без исключений, конечно). Хотя всё чаще в силу довольно корыстных причин бедные дворяне и дворянки соглашались на брак с баснословно богатыми представителями купеческих семей.
Свадебные традиции
Наилучшим временем для свадьбы считалась осень и зима. Причиной тому устоявшиеся традиции: свадьба издавна праздновалась после сбора урожая.
Кроме того, строжайше запрещалось устраивать торжество во время постов и церковных праздников.
Для свадьбы старались выбрать нечетную дату. Да и в целом идея нечетных чисел шла сквозной линией через всё торжество: нечетное количество цветов, блюд на столе, лошадей — свадьба не тот день, когда можно пренебречь суеверием.
Сватовство, помолвка, венчание, пир
Несмотря на то, что городская свадьба во многом упростилась и сбросила тяжелые оковы традиций, оставалось несколько обязательных этапов: сватовство, помолвка, венчание и свадебный пир. До помолвки заключался свадебный контакт, где в деталях прописывалось имущество обеих сторон, приданое невесты и свадебные подарки жениха.
Помолвку чаще всего отмечали в доме невесты, куда приглашали самых близких. В тот же день жених дарил невесте кольцо — после этого разорвать помолвку было практически невозможно.
За несколько месяцев до свадьбы обязательно рассылались свадебные приглашения, к которым, бывало, даже прикладывали «карту свадебных угощений», то есть меню.
В центре всей свадьбы, конечно, стояло венчание. Самое важное и главное событие, которое уже немного изменилось и приобрело светский характер, при этом по-прежнему оставаясь сакральным моментом для молодожёнов.
Пришедшие к власти большевики поэтапно искоренили свадебные традиции, учредив ЗАГСы и в целом полностью поменяв весь процесс заключения брака.
После венчания в церкви молодожёны и их гости ехали на свадебный пир, который всё чаще в городах называли «балом». Его устраивали в доме жениха, загородном имении или ресторане. Там молодоженов встречали родители жениха с караваем и иконой, чтобы дать свое благословение.
Бал открывался вальсом молодоженов, после которого гости шумно приступали к еде и напиткам. У дворян и богатых купцов всегда были отдельные залы для ужина и танцев, крестьяне же устраивали все в одном помещении. Для развлечения гостей приглашали гитаристов и сольных певцов, или, если позволяли средства, целые оркестры. В деревне была мене изысканная программа: танцы, балалайки и цыгане.
Свадебный стол ломился от обилия еды: классические холодные закуски, заливное, горячее, сладкое.
Именно в начале века появилась новая традиция завершать свадебный бал не пряником, а тортом, украшенным сахарными фигурками — сердцем и голубками.
Заглавное фото: репродукция картины Бориса Кустодиева. «Свадебный пир», 1917. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Фото статьи: репродукция картины Марка Шагала «Венчание», 1918. Государственная Третьяковская Галерея, Москва