В мире, где все бесконечно спешат, так хочется порой остановить миг, чтобы запомнить его навсегда. Wedding обратился к самому известному свадебному фотографу Америки Хосе Вийя, который снимает на пленку, узнал, в чем отличие такой фотографии от цифровой, какие секреты важно знать и почему пленочная фотография становится все более популярной.
Хосе Вийя
(Лос-Анджелес)
Как и когда вы начали свою карьеру фотографа?
Я приобрел свою первую профессиональную камеру, когда мне было 18. Сейчас мне 33, так что вот уже 15 лет, как я фотограф, а свою первую свадьбу я снял, когда мне было 20. Тогда я еще не совсем понимал, что делаю, но я снял множество невероятных настоящих моментов, и история получилась. Потом индустрия стала меняться, свадьбы стали выглядеть более журнальными, внимание сконцентрировалось на деталях. Я боялся, что, делая такие атмосферные снимки, не найду отклика у заказчиков.
Почему вы выбрали пленку?
Пленка сама выбрала меня, и я не могу остановиться. Для меня не существует ничего другого, я с нее начинал и надеюсь так закончить. Она позволяет мне быть лучшим художником и лучшим человеком. Она заставляет меня замедлять время и задумываться о следующем кадре. Она дает неповторимый эффект, которого я никогда не видел в цифровом исполнении. Я видел нечто похожее, но все равно это было не то. У цифровой фотографии свои плюсы и минусы, но я предпочитаю пленку, и мои клиенты тоже.
В чем самое главное отличие пленочной фотографии от цифровой?
Каждый фотограф по-разному ответит на этот вопрос. Я фотограф старой школы, поэтому отвечу, как любитель пленочной фотографии. Для меня самое большое отличие в том, что пленочная фотография дает более естественные, мягкие и чувственные кадры, как бы более классические, вне времени, тогда как цифровая фотография — более резкое и техничное изображение. Так же мне нравится сам процесс, через который проходит пленка. Все черно-белые пленки проходят специальную химическую обработку. Мои пленки обрабатывает Richard Photo Lab в Лос-Анджелесе. Я снимаю, а они делают все остальное. Мы с ними работаем уже 8 лет и выработали свою идеальную формулу по печати цветной и черно-белой фотографии. Если вы пленочный фотограф, ваша цель — достичь такого же взаимопонимания с вашей любимой фотолабораторией.
Что такое свадебная фотография в стиле Fine Art? Почему она сейчас так популярна?
У каждого свадебного фотографа есть свое определение. Для меня это то, как я снимаю свадьбу, какие инструменты использую, пленка, объективы и камеры старой школы, которые создают особый взгляд, а не просто фотографию. Это тщательно продуманное произведение искусства, создать которое может только фотограф. И заканчивается оно презентацией изображений: как и на какой фотобумаге они были напечатаны, как были преподнесены клиенту. Подача очень важна. Несмотря на то, что сейчас «Fine Art» — это модное выражение, для меня это единственное, что я делал и знаю с тех пор, как снял свою первую свадьбу.
Как меняется мир фотографии со временем? Можно ли сказать, что существуют определенные тренды? Если да, то какие основные тренды в новом сезоне?
Свадебная фотография меняется каждые несколько лет. Есть множество факторов, которые способны на это влиять и менять тренды. Мне кажется, что пленка становится популярна среди свадебных фотографов, потому что для них это что-то новое. Многие из них начинали с цифровой фотографии и уже попробовали в ней все, а переход к пленке дал им свежий взгляд и вдохновение. Хорошо, что многим невестам она тоже нравится, потому что и для них это что-то необычное. Возможно, первая камера, которую они брали с собой в семейный отпуск или на школьные тусовки была цифровой, а пленочная камера — это то, с чем умеет обращаться только профессиональный фотограф, и эти фото сильно отличаются от тех, которые они делали в своих поездках.
К чему пара должна быть готова, когда она выбирает фотографа, снимающего на пленку?
Я считаю, что невеста с женихом должны выбирать фотографа, основываясь на впечатлениях от его фотографий, неважно, снимает он на пленку или цифру. Большинству клиентов, которые приходят ко мне, нравится, как выглядит пленка, и они даже не рассматривают съемку на цифру. Пара должна изучить портфолио целиком, чтобы увидеть снимки на протяжении всего свадебного дня. Обычно я сталкиваюсь с 6–7 разными световыми режимами, иногда мне приходится использовать пленку ISO 3200, а некоторым клиентам не нравится зернистость, которую она дает. Поэтому нужно понимать, чего ожидать от пленки и от цифры. Задавайте фотографу волнующие вас вопросы, и тогда у вас не будет неприятных сюрпризов. Помните, что в этот день у вас будет всего один снимок, где все родные и близкие соберутся в одном месте, и, возможно, такого уже больше никогда не будет. Посмотрите разных фотографов и выберите своего, потому что с ним придется провести много времени и вам должно быть комфортно.
Есть ли какие-то секреты, которые необходимо знать, чтобы получить хорошие снимки? Нужно ли готовиться к фотосессии или делать предварительную съемку?
Съемка помолвки — это не только отличная репетиция, но и возможность получить красивые фото вдвоем, пока вы еще не оделись в свадебные наряды. Обычно все мои клиенты устраивают такую фотосессию, чтобы понять, как я веду себя на съемке и как они ведут себя перед камерой. Будьте собой и получайте удовольствие. Но опять же убедитесь, что вы нашли общий язык со своим фотографом, важно, чтобы для вас он был тем самым веселым, добрым, честным человеком, который передаст искренние чувства на вашей свадьбе.
Какая была самая вдохновляющая свадьба из тех, что вам довелось снимать, и где она проходила?
Их было много, и все они были особенными по своим причинам. Это могла быть вдохновляющая пара, место, детали или даже погода. Для меня вдохновение выражается во многих формах, и если я встречаю хотя бы одну из них, то могу создать лучшее для клиента и для себя.
В каком месте вы мечтаете снять свадьбу?
Для меня местом мечты была Куба. Мне повезло снимать там свадьбу три года назад, и это изменило мою жизнь. Люди, свет, настроение, еда — все было таким вдохновляющим! Я хочу вернуться туда как можно скорее!
Что вас вдохновляет?
Меня вдохновляют свет и путешествия. Я люблю путешествовать по местам, где мало народу, которые находятся очень далеко и могут быть даже немного опасны, но зато неизведаны туристами. Новые места дарят мне вдохновение.
Приятно осознавать, что в России есть фотографы, которые по уровню ничуть не отстают от западных специалистов. Wedding поговорил с русскими фотографами, которые в нашей стране стали первопроходцами в мире пленочной свадебной фотографии.
Максим Колибердин
(Москва)
Какие нюансы важно учитывать фотографу, снимающему на пленку?
Из технических моментов какой-то кардинальной разницы в съемке на фотопленку и цифровой фотоаппарат нет. Конечно, нужно уверенно владеть экспозицией (нет мониторчика, на котором можно сразу посмотреть картинку), но это должен уметь делать любой профессиональный фотограф, на что бы он не снимал. Известно, что, например, многие издания на западе вообще не принимают к печати изображения, которые не сняты на пленку, это такой своеобразный фильтр уровня профессионализма фотографа.
Для меня больше важен психологический аспект моего состояния, когда я использую пленку. Когда понимаете, что у вас есть ограниченное количество пленки, и вы ничего не можете с нее удалить или стереть, начинаете гораздо больше ценить каждый кадр. Я ставлю пару в красивый свет, ищу лучший ракурс, жду нужную эмоцию, здесь и сейчас создаю правильную и интересную композицию, слежу за фоном и деталями и только тогда, когда я понимаю, что получается действительно стоящий кадр, я нажимаю на спуск. Из-за этого своеобразного фильтра мой КПД намного выше, съемка разнообразней, а кадры продуманней, чем если бы я снимал на цифровой фотоаппарат, когда я могу отснять, не оценивая ситуацию, 5–10 почти одинаковых кадров одного момента, не сильно вникая в то, что происходит, а потом дома выбрать наиболее удачные, но все равно до конца недоработанные кадры. К сожалению, с приходом цифры съемка превратилась в процесс: щелкнул, посмотрел, удалил… Это несколько расхолаживает. Пленка учит видеть кадр еще до того, как его снял, это очень дисциплинирует и способствует профессиональному росту.
Популярна ли пленочная фотография в России?
В России пленочная фотография, как правило, популярна среди людей творческих профессий или людей, разбирающихся в искусстве. Я сравниваю это с киноиндустрией: хорошие высокобюджетные фильмы всегда снимают на пленку, на цифровые камеры снимают сериалы.
За чем будущее в фотографии? Пленочная фотография вне времени или это просто ретро-тренд?
Известно, что меломаны отдают предпочтение непревзойденным по качеству звука грампластинкам, тогда как MP3-формат передает ограниченный диапазон. Аналогично пленка обладает большим динамическим диапазоном, аналоговым теплым «звучанием» изображения, великолепной цветопередачей (над созданием каждого вида пленки работали, помимо физиков и инженеров, художники-цветоведы). Кроме того, я снимаю на средний формат пленки, благодаря которому изображения получаются более объемными, с эффектом присутствия, а цифровую камеру среднего формата позволить себе свадебные фотографы не могут в силу ее большой стоимости и медлительности работы.
Благодаря этому пленка всегда будет занимать определенную нишу у любителей обладающего жизненностью и теплотой аналогового качества, «меломанов» в мире изображения, так как технический прогресс, какие бы фантастические фотокамеры он не создавал, всегда будет находиться в рамках холодной цифровой передачи информации (в виде единиц и ноликов).
Самая интересная свадьба, которую довелось снимать?
Каждая свадьба по-своему интересна. Какая-то тем, что ты попадешь в среду людей на одной волне с тобой. И это очень радует и вдохновляет. На другой ты испытываешь эстетический восторг, так как организаторы и декораторы сделали из свадьбы произведение искусства. В третьей попадаешь в компанию людей определенных интересов (однажды я снимал свадьбу, где гостями были сплошь одни профессора, некоторые с мировым именем), и бывает очень интересно погрузиться, хоть и на один день, в мир, о котором ты и не подозревал.
Бывают свадьбы с фантастическими совпадениями. Так, однажды я просматривал пост известного блогера Игоря Шпиленка о заповеднике на Жигулевском море. Я подумал тогда — «как бы было интересно поснимать в таком красивом месте». И, не поверите, в тот же день мне написала невеста Надя, что хотела бы видеть меня фотографом на своей свадьбе и что свадьба будет на берегу этого самого Жигулевского моря. Это было удивительно!
Ксения Милушкина
(Санкт-Петербург)
На что стоит обратить внимание невесте и жениху, если они решили выбрать пленочного фотографа?
В целом выбор фотографа, снимающего на пленку, не отличается от выбора фотографа, снимающего на цифру, законы фотографии одни и те же. Но, конечно, несколько нюансов нужно знать.
1 Пoсмотрите полные свадебные серии, снятые на пленку. Бывает, что фотограф снимает портреты на пленку, а репортаж — на цифровую камеру. Уточните это и определите для себя — хотите ли вы, чтобы вся ваша свадьба была снята на пленку.
2 Для пленки важен дневной свет. Конечно, если планируется выездная церемония, а большая часть свадьбы пройдет под шатром или открытым небом, это создаст идеальные условия для пленки. Но если такой возможности нет, при выборе площадки для церемонии или свадебной вечеринки посоветуйтесь с фотографом по поводу освещения.
3 Некоторые фотографии могут быть только в черно-белом варианте. Например, ночью или при очень слабом освещении, когда необходимо снимать без вспышки, справится только черно-белая пленка. Стоит помнить, что черно-белые кадры — это дополнительный шарм и особая атмосфера.
4 Будьте готовы к тому, что за весь свадебный день у вас не наберется 1000 фотографий. Но, даже если их будет в 2–3 раза меньше, этого вполне достаточно, чтобы передать атмосферу праздника, эмоции, детали, напечатать красивый альбом и не надоесть потом бесконечным показом всех фотографий друзьям и родным.
5 Безусловно, работа пленочного фотографа не может стоить дешево. Это довольно высокий ценовой диапазон, если говорить о качественном результате.
Были ли у вас какие-то забавные случаи во время свадебной фотосъемки?
Часто гости свадьбы не знают, что фотограф снимает на пленку. Однажды после съемки с гостями ко мне подошел молодой человек и попросил показать, как он получился. Он очень удивился, когда не увидел на камере привычного экрана! Оставшуюся часть вечера он то и дело подходил ко мне и расспрашивал, как это вообще возможно. W
Текст: Ксения Леднева
Фото: Пресс-материалы, JOSE VILLA PHOTOGRAPNY, Максим Колибердин, Ксения Милушкина